суббота, 7 марта 2020 г.

ПОСТ

Когда вы постились... для Меня ли вы постились?
зак. 7,5

   "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21). Этими словами Сам Господь указал нам два вида оружия в борьбе с нашим врагом - темными и лукавыми духами. Вместе с тем, Он указал Своим ученикам на необходимость для них поста в то время, когда отнимется у них Жених"(Мф.9,15). Благодать Духа Святого отнимается от нас через наши грехи. А возвращение ее к нам более всего достигается покаянием, которому содействуют молитва и пост.
   Но если необходимость для спасения души молитвы признается всеми христианами, то необходимость поста часто бывает недостаточно осознана. И это одна из коварных ловушек темных духов, в которую попадают некоторые из современных христиан.

   В прежнее, еще недалекое время, исповедание Христа было связано с исполнением всех установлений Церкви. Поэтому в быту старой русской семьи мы видим строгое соблюдение постных дней - среды и пятницы и установленных Церковью четырех постов. Благочестивые же миряне древней Руси мало отставали в посте от иноков.
   Время поста - это время особенно важное для духовной жизни, это "время благоприятное, это день спасения"(2 Кор. 6,2).
   Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.
    Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?
   Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены.. Преподобный Варсонуфий Великий говорит:" Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста" (если ты не можешь соблюдать последний как бы хотел).
   О том же говорит и святой Иоанн Златоуст: "Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, то весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело".
  Как пишет отец Александр Ельчанинов, "пост не есть голод: голодает и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте, изолированном в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и прочего. Всюду один призыв: "Постимся, братие, телесно, постимся и духовно". Следовательно, пост только тогда имеет религиозные смысл, когда он соединен с духовными упражнениями".
   По словам священномученика епископа Германа (Ряшенцева), " пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями".
Господь показал нам Сам пример поста - постившись сорок дней в пустыне, откуда "возвратился в силе духа". (Лк.4,14)
   Как говорит преподобный Исаак Сирин: "Пост есть оружие, уготованное Богом... Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..  до поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и воспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается... Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим" (Слово 30).
   Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений - хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает некоторое усилие, чтобы оторвать от него свое сердце, хотя бы в дни поста.
   Здесь нужно вспомнить, что по пятницам преподобный Серафим не только постился, но и пребывал в строгом молчании.
   Как пишет отец Александр Ельчанинов, "пост - период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов - усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами".
Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста занимают не случайные дни.
   Среда - это предание Спасителя - самый низменный момент падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия. Пятница - это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничивать себя путем воздержания?
       Великий пост - это путь Богочеловека к Голговской жертве.
   Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней - знаменательных вех во времени. Как она дерзнет потом - на Страшном суде - стать справа от Господа, если она была равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь - земная и Небесная - вспоминает их.
   По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.
   Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно преложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения. Так, в Деяниях апостолов описывается, как антиохийские христиане перед отправлением на исповедь св. ап. Павла и Варнавы "совершили пост и молитву" (Деян.13,3). Поэтому пост практикуется в Церкви и как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви в целом накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.