среда, 8 марта 2017 г.

О поминовении усопших

«…Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу,
да не низведен буду по грехом моим на место м учения, 
но да вчинит мя, идеже свет животный».
(Стихира на отпевании)

     После смерти любого из наших близких для нас решительно порваны всякие нити и узы нынешних чувственных связей с ним.Смертью утверждается между живыми и усопшими великая пропасть, разобщающая между собою тех и других. Но она разобщает их только физически, а не духовно: духовная связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный.
    Вера и любовь – вот те духовные узы, которые соединяют живых с умершими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым.
     Хотя мы не понимаем, каким образом действуют наши молитвы на ближних наших пока они находятся еще в настоящей жизни, тем не менее молитвы наши действенны и спасительны для них. Точно так же не постигая и того как могут действовать наши молитвы на братий наших скончавшихся, мы не вправе сомневаться в действительности и спасительности для них этих молитв.
    Душам умерших с верою, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, спасительны бывают: приношение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовых, затем вообще возносимые о них к Богу молитвы, и, наконец, раздаваемые с верою в память их милостыни.
      Об особенной умилостивительной силе для умерших бескровной жертвы святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Превеликая польза будет душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва». О том же учит и святой Иоанн Златоуст: Да не обленимся помогать отшедшим и приносить за них молитвы, ибо предлежит общая для всего мира очистительная жертва… И, без сомнения, возможно приобрести им прощение через дары, приносимые за них и через именуемых вместе с ними». 
     Святой Афанасий Великий в слове об усопших, между прочим говорит: « Если кто умрет в благочестии, не отказывайся помолиться за него Христу Богу и свечу, и елей ко гробу его принеси. Все это приятно Богу и облегчит участь усопшего… Бескровная жертва и к нищим благотворение много помогут ему». 
    Макарий Александрийский говорит: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует она от разлучения с телом».
     Наконец, о пользе для умерших молитвы учит и святой Василий Великий. В молитвах Пятидесятницы он говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления о иже во аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления и свободы.
     Что касается пользы для умерших милостыни, то святой Златоуст говорит: «надобно, сколько можно, помогать отшедшим не слезами, но… милостынями и приношениями… И без сомнения возможно приобресть им прощение через дары, приносимые за них… поэтому, зачем скорбишь, зачем плачешь, когда можно приобрести отшедшему такое прощение?» «Милостыни престолу предстоит, не только покровительствуя, но и Самому Судии советуя, да виновного помилует». 
     То же говорит и блаженный Августин: «Перед враты геенским стоит милосердие и не пропущает ввергнуть темницу никого же». 
      То же, наконец, подтверждают и примеры.
    Был, - говорит святой Григорий Двоеслов, - монах, который, разболевшись к смерти, поведал своему родному брату, что им в келии скрыто золото. А нужно заметить, что монастырь, в котором он жил, был общежительный, и устав его был таков, чтобы у братий все было общее, и никто не имел права что-либо считать своим и тем более утаивать. После о поступке инока узнали и другие монахи, а затем, как начальнику, сказано было и мне. Чтобы инок почувствовал тяжесть своего греха и раскаялся в нем, я запретил братьям навещать его. А после его смерти, чтобы на будущее время отвлечь других от подобного греха, велел похоронить его вне монастырского кладбища и на его могилу бросить утаенное им золото. Все было исполнено. Но вот прошло тридцать дней после его смерти, и мне стало чрезвычайно жаль его. Думая, что в загробном мире он страдает, я стал изыскивать средства, чтобы облегчить его участь, и остановился на следующем. Призвав эконома, я повелел ему отслужить по умершему тридцать заупокойных литургий и заповедал также всем творить общую молитву о нем. Такое распоряжение мое было для усопшего благотворно чрезвычайно. В самый день, когда была совершена по нему последняя, тридцатая, литургия, он явился своему брату и сказал: «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал; теперь же мне хорошо, и нахожусь во свете». Брат умершего передал о своем видении инокам, и все они убедились, что покойный был избавлен от муки ради спасительной, принесенной за него жертвы.
    Блаженный кир Лука раз поведал братьям следующее видение. Когда составлялось общежительное братство, то к нему пришел его родной брат. Приняв чин Ангельский, он провел, однако же, жизнь свою в крайнем небрежении, и, не исправленный ни советами, ни слезами своего брата, умер. Сердобольный и попечительный старец не переставал молиться об отшедшем, прося Бога открыть ему его участь. Находясь, таким образом, в молитве, он однажды увидел душу брата своего в руках бесовских; в ту же пору послал он некоторых братий тщательно осмотреть келью умершего. Посланные нашли в ней деньги, которые тотчас же старец приказал раздать нищим. Сделав это, старец опять стал на молитву и увидел судилище Божие и Ангелов Света, спорящих с бесами за душу брата. Бесы вопияли: «Ты праведен, так суди же; душа наша, ибо она творила дела наши». Ангелы говорили, что она избавлена милостынею, розданною за нее. Бесы противились и восклицали: «Да разве он раздал милостыню? Не сей ли, -указывая на самого кир Луку, - старец?» Притрепетный подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Бесы исчезли и душа осталась в руках Ангелов света.
     Как видим, и молитва и милостыня приносит душам умерших пользу и пользу не простую, а превеликую. Поэтому подтвердим для себя не незнакомые, но нередко забываемые правила.
     Первое: молись за усопших с верою и надеждою милосердия Божия.
    Второе: не живи сам небрежно, а старайся чистой верой и неотлагательным исправлением от грехов упрочить в себе надежду, что и за тебя по твоей кончине молитвы принесут душе твоей отраду и помогут ей в достижении вечного покоя и блаженства.