«ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ,1777»
(наименование памятника истории и
культуры)
Россия, Ивановская область, Гаврилово-Посадский район,
с. Ярышево
(адрес памятника истории и культуры)
Региональная категория историко-культурного значения.
Решение Ивановского областного Совета депутатов
трудящихся
от 28.04.1973 № 249 протокол № 94
(категория историко-культурного значения,
основание)
«Георгиевская церковь» поставлена на
высоком берегу реки Воймига, в центральной части села Ярышево. Сооружена в 1777
году на средства прихожан и сохранилась до настоящего времени с незначительными
изменениями. Стены сложены из кирпича и побелены по обмазке. К югу от церкви,
ближе к реке, стояла маленькая зимняя церковь, снесенная в конце 50-х годов.
Хороший пример ярусного храма суздальской школы, своеобразие объемной
композиции которого придает высокая колокольня костромского типа.
Основной объем храма – восьмерик на
двусветном четверике с пониженной и чуть суженой полуциркульной апсидой –
завершен главкой на небольшом граненом барабане. Низкая трапезная почти в
ширину храма объединяет его с очень высоким и стройным столпом шатровой
колокольни.
Композиция северного и южного фасадов
храма образована двумя ярусами окон по сторонам бокового входа, выделенного
перспективным порталом с килевидным верхом (по оси входа окно второго света
отсутствует). Арочные окна вытянутых пропорций помещены в прямоугольные ниши и
обрамлены наличниками (колонки с бусинами и трехлопастные килевидные завершения
различного очертания). Окна восьмерика в большинстве ложные, за исключением
боковых и на юго-западной грани. Стены четверика храма и нижнего яруса
завершены треугольными фронтонами. Их скаты и верхние части всех объемов церкви
охватывают широкие нарядные пояса из язычков, бегунца и сухариков; такие же
пояса членят восьмигранный столп колокольни на ярусы. Особой декоративностью
отличается завершение колокольни: широкий наборный пояс с ширинками под ярусом
звона, обрамление арок и наличники слухов шатра. Углы всех объемов
акцентированы тройными колонками.
В интерьере восьмерик храма, завершенный
восьмилотковым сводом, опирается на стены четверика и ступенчатые тромпы в его
углах. Апсида перекрыта коробовым сводом с конхой, трапезная – полулотковым
сводом. Окна первого и второго света объединены вертикальными нишами.
Первоначальная живопись 1-й половины IXX века («Похвала Троице» и Царь царем в алтаре)
находится под записью. Масляная роспись на стенах храма и трапезной является
своеобразным произведением последней трети IXX века в духе
эклектики (подновлялась в середине XX века). Орнаментальная живопись и
декор иконостаса, особенно рисованные подзоры в восьмерике и отвечающий им
резной подзор в завершении иконостаса, тесно связаны друг с другом, что
довольно редко встречается в этот период. Свод отделен от восьмерика широким
фризом сложного затейливого орнамента с медальонами, служащим одновременно
обрамлением для цикла «страстей» в восьмерике. Его композиции, характерные для
позднеакадемической манеры, заключены в пышные псевдобарочные обрамления и
фланкированы расписными под мрамор гризайльными пилястрами. На стенах четверика
живопись на евангельские темы размещена в два яруса.
Главный иконостас – высокое пяти ярусное
сооружение, отличающееся необычной для последней трети IXX века композицией в традициях барокко. Три яруса,
расположенные в четверике (в нижнем – иконы двух чинов), имеют слегка
выдвинутую вперед центральную часть с заглубленными Царскими вратами и аркой
над ними. Два суженых яруса, заходящие в восьмерик, завершены полуциркульной
иконой с обрамлением в виде разорванного фронтона. Витые колонки, разделяющие
иконы, покрыты разнообразной резьбой. Наиболее богато декорирован нижний ярус.
Одноярусный иконостас северного придела трапезной собран в середине XX века.