АРХИТЕКТУРНАЯ СПРАВКА



«ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ,1777» 
(наименование памятника истории и культуры)

Россия, Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Ярышево
(адрес памятника истории и культуры)

Региональная категория историко-культурного значения.
Решение Ивановского областного Совета депутатов трудящихся
от 28.04.1973 № 249 протокол № 94
(категория историко-культурного значения, основание)

        «Георгиевская церковь» поставлена на высоком берегу реки Воймига, в центральной части села Ярышево. Сооружена в 1777 году на средства прихожан и сохранилась до настоящего времени с незначительными изменениями. Стены сложены из кирпича и побелены по обмазке. К югу от церкви, ближе к реке, стояла маленькая зимняя церковь, снесенная в конце 50-х годов. Хороший пример ярусного храма суздальской школы, своеобразие объемной композиции которого придает высокая колокольня костромского типа.
       Основной объем храма – восьмерик на двусветном четверике с пониженной и чуть суженой полуциркульной апсидой – завершен главкой на небольшом граненом барабане. Низкая трапезная почти в ширину храма объединяет его с очень высоким и стройным столпом шатровой колокольни.
       Композиция северного и южного фасадов храма образована двумя ярусами окон по сторонам бокового входа, выделенного перспективным порталом с килевидным верхом (по оси входа окно второго света отсутствует). Арочные окна вытянутых пропорций помещены в прямоугольные ниши и обрамлены наличниками (колонки с бусинами и трехлопастные килевидные завершения различного очертания). Окна восьмерика в большинстве ложные, за исключением боковых и на юго-западной грани. Стены четверика храма и нижнего яруса завершены треугольными фронтонами. Их скаты и верхние части всех объемов церкви охватывают широкие нарядные пояса из язычков, бегунца и сухариков; такие же пояса членят восьмигранный столп колокольни на ярусы. Особой декоративностью отличается завершение колокольни: широкий наборный пояс с ширинками под ярусом звона, обрамление арок и наличники слухов шатра. Углы всех объемов акцентированы тройными колонками.
       В интерьере восьмерик храма, завершенный восьмилотковым сводом, опирается на стены четверика и ступенчатые тромпы в его углах. Апсида перекрыта коробовым сводом с конхой, трапезная – полулотковым сводом. Окна первого и второго света объединены вертикальными нишами.
       Первоначальная живопись 1-й половины IXX века («Похвала Троице» и Царь царем в алтаре) находится под записью. Масляная роспись на стенах храма и трапезной является своеобразным произведением последней трети IXX века в духе эклектики (подновлялась в середине XX века). Орнаментальная живопись и декор иконостаса, особенно рисованные подзоры в восьмерике и отвечающий им резной подзор в завершении иконостаса, тесно связаны друг с другом, что довольно редко встречается в этот период. Свод отделен от восьмерика широким фризом сложного затейливого орнамента с медальонами, служащим одновременно обрамлением для цикла «страстей» в восьмерике. Его композиции, характерные для позднеакадемической манеры, заключены в пышные псевдобарочные обрамления и фланкированы расписными под мрамор гризайльными пилястрами. На стенах четверика живопись на евангельские темы размещена в два яруса.
       Главный иконостас – высокое пяти ярусное сооружение, отличающееся необычной для последней трети IXX века композицией в традициях барокко. Три яруса, расположенные в четверике (в нижнем – иконы двух чинов), имеют слегка выдвинутую вперед центральную часть с заглубленными Царскими вратами и аркой над ними. Два суженых яруса, заходящие в восьмерик, завершены полуциркульной иконой с обрамлением в виде разорванного фронтона. Витые колонки, разделяющие иконы, покрыты разнообразной резьбой. Наиболее богато декорирован нижний ярус. Одноярусный иконостас северного придела трапезной собран в середине XX века.