суббота, 4 марта 2017 г.

О посте

   Святая Церковь, следуя примеру Господа и Его апостолов, установила для нас в определенные дни посты. Так, по ее уставу,мы соблюдаем посты:Великий, Рождественский, Успенский и Петровский; постимся в среды и пятницы, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день Усекновения Главы Честного и славного Пророка, Пердтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посты-то установлены, но зачастую слышатся вопросы, нужны ли они, есть ли от них какая польза, и не вредны ли они вообще? Нынешние миролюбцы и плотоугодники кричат: "Без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается, и молиться мы не можем, и раздражаемся от них и т.п.". Что ответить?
   Обратимся за помощью к святому Иоанну Златоусту. Он пишет: "Многие говорят: зачем пост для чисто живущих? Но они ошибаются. Кто был святее Адама до грехопадения? Но и ему был указан пост. От всякого древа в саду, было заповедано ему, ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла,не ешь от него. (Быт.2,16-17) Вот первый пост, который был в раю. Но если он был необходим для человека в раю,то тем более стал для него необходим по грехопадении. Если он нужен был для нас и тогда, когда мы еще не согрешили, то тем более стал необходим по грехопадении. И Бог гневается на тех, которые хулят пост, и любит тех, которые соблюдают оный. Не соблюл Адам поста и услышал грозный голос: земля еси и в землю пойдеши. Из этого поймите, что Бог гневается на тех, которые хулят пост, и на смерть осуждает нарушающих его. Вы разумейте силу поста. Он спасает от казни, идущих на оную; и не одного или двух, но и великое множество. Вспомните ниневитян: они все бы погибли, если б не обратились на покаяние и пост. Честный пост исторгнул их из самой бездны погибельной. И нам урок от них. Они не знали закона и соблюли пост. Нам ли, имеющим закон и указания на пост, нарушать оный? И Моисей, и Илия, идя на беседу с Богом, прежде всего наложили на себя пост. И Сам Господь Иисус Христос, не нуждаясь в посте, однако, сорок дней постился, чтобы подать нам пример и показать, что постом мы можем победить всю силу дьявола". 
   Вспомним библейскую историю. Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших семейств еврейских. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную законом Моисеевым пищу с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала в просьбе им отказал, сказав: " Боюсь царя: если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни". На это Даниил отвечал: "Сделай над нами опыт в продолжении десяти дней; и если после сего времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном же случае исполни ее". Приставник согласился, и что же? По окончании срока явишася лица их блага и крепка плотью паче отроков, ядущих от трапезы царской (Дан. 1, 15). Это было до Рождества Христова. Обратимся к временам новозаветным. Макарий Александрийский в святую Четыредесятницу вкушал однажды в неделю и прожил сто лет. Святой Симеон Столпник в святую Четыредесятницу ничего не вкушал и прожил сто три года. Преподобный Анфим тоже Великий пост проводил без пищи и прожил сто десять лет. А некоторые жили и дольше, например Павел Фивейский сто тринадцать, а Алипий Столпник сто восемнадцать лет. Ясно, значит, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.
Что же касается мнения, будто от поста разум помрачается, то оно еще неосновательнее первого. Упомянутые Даниил и его товарищи держали пост три года и в это время учились. Умалился ли разум их? Напротив, даде им Бог смысл и мудрость во всяцей книжной премудрости (Дан. 1, 17). И когда по окончании срока воспитания они приведены были к царю, то беседова с ними царь, и не обретошася от всех их подобни Даниилу и Анании и Азарии и Мисаилу; и сташа пред царем, и во всяком глаголе премудрости и умения, о нихже вопрошаше от них царь, обрете я десятерицею паче всех обаятелей и волхвов, сущих во всеем царстве его (19-20). Перейдем теперь опять к временам новозаветным. Макарий Египетский, великий постник, совсем не был учен; между тем сочинения его отличаются глубоким познанием богословия, души человеческой и природы видимой. Антоний Великий учился только по книге природы и посрамил надменных своею ученостью философов. Апостолы, тоже люди неученые, но имевшие обыкновение налагать на себя пост перед выходом на проповедь, не раз также посрамляли мудрых мира сего и покорили Христу целые народы и царства. А сам Он наконец? И Он также, вступая на общественное служение, постился дней четыредесять и ночей четыредесять.
Ясно, значит, что пост нам полезен и необходим. Пост есть самое благоприятное средство для спасения души и для здравия тела. Как человеку нельзя ходить без ног, птице летать без крыльев, так душе невозможно спастись без поста. Пост умерщвляет страсти, укрощает восстание плоти, погашает разжжениие похоти, обуздывает язык и удерживает его от празднословия, отгоняет греховные помыслы, возносит ум к Богу, располагает душу к молитве, смягчает ожесточение сердца, рождает умиленное стенание о грехах, открывает путь к покаянию и примирению с Богом. Какая благодать! Сколько пользы приносит нам пост.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.