СЛОВА МУДРОСТИ ДЛЯ МУДРЫХ

О ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ ЗА УСОПШИХ

     Все мы, братие, по любви к нашим ближним молимся за них не только при жизни их, но и по смерти. и по смерти их мы и дома возносим о них свои моления к Богу, и молимся о них в церкви, особенно, когда Святая и Страшная Жертва предлежит на престоле и совершается Божественная литургия.
     Хорошо ли мы делаем, поступая так? Есть ли какая-нибудь польза душам умерших от домашних и церковнх молитв? Умилостивляют ли они Бога? Подают ли почившим ослабу и покой?
     Есть много подтверждений тому, что и домашняя и церковная молитв весьма благотворны для умерших. Приведем пример из жития преподобного Серафима.
Однажды преподобный Серафим рассказал: "Умерли две монахини, бывшие обе игумениями. Господь открыл мне, как души их были ведены по воздушным мытарствам, что на мытарствах они были истязуемы и потом осуждены. Трое суток молился я за них, убогий, и Господь, по Своей благости, помиловал их: они прошли все воздушные мытарства и получили от милосердия Божия прощение".
     В другой раз преподобный Серафим узнал, что совершенно несчастная, потерянная душа была как бы в когтях у самого сатаны, но когда он простер за неё моление к Спасителю и Божией Матери, то увидел её потом, по милости Божией, летящей из когтей сатаны уже совсем чистой голубицей.
     Ещё пример. У одного игумена в монастыре умер некий инок, проведший жизнь свою в небрежении и лености. Сострадательный старец сильно загрустил о нём и стал молиться. И вот, после своих молитв, однажды он увидел реку огненную и множество людей в ней,опаляемых огнём и громко стонавших. Между ними он увидал и умершего в небрежении ученика своего, находившегося по самую шею в пламени."Не ради ли того, чтобы ты избежал этой муки, я умолял тебя, - воскликнул тогда игумен, - чтобы ты хоть сколько-нибудь пёкся о душе твоей, чадо мое? Видишь ли теперь, до чего ты довёл себя?" - "О, отче, - отвечал инок, - слава Богу и за то ещё, что по твоим молитвам получила отраду хотя бы глава моя!" И сим видение кончилось ("Пролог", 9 декабря).
     Такова сила домашней молитвы за усопших.

ИЗ СЛОВА В НЕДЕЛЮ О СТРАШНОМ СУДЕ

     Святая Церковь приводит нам ныне на память падение прародителей... чтоб, от падения прародителей переходя мыслию к своему личному падению, разгорались мы духом ревности к восстанию и возвращению того, что потеряно падением. Как-то у нас так устроилось, что постом только мы немного и остепеняемся, постом только и находим попечительные о спасении помышления... как-то сама собою отрезвляется мысль; желания признают законною обуздывающую их меру и покоряются ей, хоть не всегда без ропота. И заботы многие умолкают, а выступает на среду забота о едином на потребу...
     Такое благонастроение обыкновенно навевает на нас святой пост, и трудно бы поверить, чтоб кто пропустил его бесплодно. Бывает, однакож, так, что, несмотря на спасительное влияние поста, несмотря даже на чувствуемое во время его понуждение к самоисправлению, для иных он не причисляется к дням спасения. Кому не нужно и кто не чувствует потребности исправить в себе неисправное? Но приходит саможаление - подруга беспечности и нерадения - и заглушает те добрые движения. И вот начинаем мы отодвигать исполнение требований сих: сначала с первого дня на второй, со второго на третий, потом с первой недели на вторую или третью, с третьей на четвертую или последнюю, а на последней что-нибудь помешает ил какой-нибудь предлог и отлагательство придумает лукавая леность. Так и весь пост проходит без говения, исповеди и Святого Причастия. Но пропусти только пост - и в другое время нечего и ожидать, чтоб мы занялись делом спасения. Если постом, когда все приспособлено к тому, мы не сделаем этого, когда собраться нам взяться за сие дело после поста? Так и придется опять жить в беспечности и нерадении, в тех же греховных привычках и страстях и в том же прогневании Бога до следующего поста. А кто знает: доживем ли мы до него? Что же будет, если умрем в греховном и нераскаянном состоянии?!
Святитель Феофан Затворник

   ВСТАНУ, ПОЙДУ К ОТЦУ МОЕМУ

      Господь сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец раздал им имение.
По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 
     Пришед же в себя, сказал сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 
     Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и призвал одного из слуг и спросил: что это такое? он сказал ему: брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Евангелие от Луки гл. XV ст. 11-32.

    Притча о блудном сыне читается затем, чтоб заблаговременно напомнить нам дело поста и благорасположить к построению в уме нашем всего пути восхождения к Господу, от Которого удалились. Будем же учиться сему у блудного сына. Чем началось его обратное отшествие к Отцу? Тем, что он в себя пришел. Это и для всех - первый шаг в движении от греха к Богу. Можно сказать, еще не шаг, а только начало шествия, точка отправления. Грех погружает душу в сон самозабвения, нечувствия и беспечности. И глубоко спит грешник! Но как спящего разбудить, чтобы он встал и пошел, так и грешнику нужно быть возбуздену от усыпления греховного, чтобы, пробудившись увидел он опасность своего положения и взошел до решимости встать и идти к Господу...
     Там только пробудился он от греховного сна, а здесь встает и хочет идти. Кого пробудили, то может опять заснуть, не встававши. Иного разбудят, а тотчас опять заснет; опять разбудят, а он опять заснет. Иной пробудится и знает, что надобно встать, но так лежит - не спит и не встает. Все это в разных видах повторяется и в духовной жизни. Пробудится грешник и опять предается сну беспечности. Опять пробудится и опять засыпает. иной чувствует и понуждения оставить грех, но все еще остается в грехе, как бы смелости не имея оторваться от него. Вот почему и после того, как увидена и восчувствована необходимость исправиться и переменить жизнь, не должно думать, что  уже все сделано. Нет! Надобно еще возбудить в себе напряженную решимость тотчас же расстаться с грехом и всем порядком греховной жизни и начать жить по всем сознанным условиям богоугодной жизни. И это есть главное дело в обращении к Богу, или это-то и есть само обращение. Тут совершается перелом воли, после которого она уже не хочет греха, гнушается им, отвращается от  него и, напротив, напрягается любить и делать одно добро, Богу угодное.
Святитель Феофан Затворник

УНИЖАТЬ ДРУГИХ - БЕСЧЕСТИТЬ СЕБЯ

"Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет,
 а унижающий себя возвысится" (Лк. 18,14).
     К некоторым людям, которые уверены были о себе, что они праведны, а других унижали, Иисус Христос сказал следующую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей встав, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже очей возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, милостив будь ко мне грешному! И далее прибавляет Иисус Христос, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
     Итак, вот что значит хвалиться собой, а про других худое говорить, других унижать! Посмотрите на этого фарисея, молящегося в храме Божием. Он ни у кого ничего не отнимал, никого ничем не обижал, вел жизнь целомудренную, два раза в неделю постился, десятую часть из имения отдавал в церковь и на бедных. Кто не скажет, что фарисей этот - человек праведный? однако же не он пошел оправданным в дом свой, а мытарь. Да, этот фарисей добродетельный потерял все свои добродетели тем, что собой похвалился, а про мытаря сказал, что он худой человек.
Но посмотрите на этого мытаря, молящегося в храме Божием. Посмотрите, как он поодаль от всех стоит, как он бьет себя в грудь, как он потупил долу свой взор; по всему видно, что он великий грешник. Однако же этот великий грешник пошел оправданным в дом свой. Да, этот великий грешник оправдан, потому что осудил себя, сознал себя грешником, каким он был и на самом деле. Не будем же, слушатели, и мы про других худое говорить, а собой хвалиться. Хвалиться собой значти унижать себя. И Бог и люди перестанут любить того, кто вздумает собой хвалиться. добрые дела наши перестают быть добрыми, когда мы похвалимся ими. Мы теряем должную награду за свои труды, когда с самодовольством расскажем расскажем о них всем.
Равно и унижать других - значит унижать себя. Мы сами делаемся низкими перед богом и людьми, когда низко отзываемся о ближнем; мы себя бесчестим, когда черним честь других. Да и как мы можем говорить худое о других? Разве долго худому человеку сделаться лучше нас?Разве долго ему исправиться и  получить оправдание от бога? Разве долго ему с мытарем сказать: Боже, милостив буди мне грешному? Мы видим и слышим, что этот человек обижает, грабит, живет распутно. Но видим ли, но слышим ли, как он бьет себя в грудь, как он плачет о своих делах прерд богом? Мы знаем, как он каждый день грешит, каждый час делает неправду. Но знаем ли, что в то самое время, как мы его осуждаем, он, может быть, на коленях, весь в слезах, стоит перед милосердным Богом и молится из глубины души : Боже, милостив буди мне грешному? Может быть, в ту самую минуту, когда мы говорим, что этот человек сделал то, другое, третье, - в ту самую минуту бог говорит ему: прощаю тебе и то, и другое, и третье, и все прощаю. Так-то, слушатели, мы, может быть, осуждаем нашего ближнего в то самое время, когда Бог оправдывает его на праведном суде Своем. Будем помнить, что и самые низкие грешники недалеки от глубокого смирения, ибо всякий, возвышающий сами себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
протоиерей Родион Путятин